Darya Mitina (monigo) wrote,
Darya Mitina
monigo

Жирона

По дороге в Фигейрос мы побывали в чудесном городе Жироне.
Город ведет свое начало с древних и средних веков. Основан римлянами в 75 г.н.э., как город - крепость с первоначальным названием Gerunda. Учитывая пограничное географическое положение с Францией, должен был защищать дорогу Августа – основную дорогу на Иберийском полуострове, которая тянулась от Рима до Севильи. При королях Арагона Жирона была их резиденцией, в течении веков и многочисленных войн, несколько раз переходила к Франции, а потом вновь к Испании. Крепостные стены сохранили свою целостность до наших дней. Жирону называют «городом тысячи осад».  Город находится в долине реки Тер и разделен рекой Оньяр, через которую перекинут древний мост.
Одним из наиболее красивых и своеобразных строений в Жироне являются дома на реке Оньяр - той, которая разделяет старый и современный город. Эти дома были построены в эпоху позднего средневековья в качестве защитной стены, окружающей город. Пестрые и разноликие, они сохранили свой традиционный облик и остаются жилыми по сей день.





Старый город



Новый город







Вот это недоразумение считается львицей. К колонне пристроена лестница - существует поверие, что, если поцеловать львицу в зад, то загаданные желания сбудутся Надо заметить, что попа у львицы - засаленая, не иначе как от поцелуев :)

















Кафедральный собор Жироны. Архитектура собора - результат смешения стилей, относящихся к XI-XVIII вв. К главному западному фасаду ведет гигантская лестница из 90 ступеней - в XVII веке, во время ее постройки, она была самой большой в Испании.















Согласно истории первые евреи появились в Испании еще во времена раннего христианства. Их существование было тихим и мирным, пока в начале V века на Иберийский полуостров не вторглись вестготы. Поначалу, пока захватчики придерживались своей языческой веры, евреям жилось спокойно. Но уже в VI веке, после принятия католичества, поведение вестготов резко изменилось. Евреям больше не разрешалось занимать общественные должности. Запрещалось петь псалмы на похоронах, заключать браки между евреями и христианами. Положение ухудшилось в 616 г., при короле Сизебуте. Настоящий фанатик, он распорядился насильственно крестить еврейских детей. Взрослые совершали обряд крещения под страхом смерти. Мучения жиронских евреев закончились только в 711 г., когда полководец мавров Тарик вторгся на полуостров и через четыре года в его руках была почти вся Испания. Однако в Жироне мавры продержались сравнительно недолго, в 785 г. местные жители обратились за помощью к франкам, которые освободили город и присвоили ему графский титул. Но, несмотря на громкое звание, город еще долгое время пребывал в разрухе и нищете.
В 890 г. в Жирону приехало 20 еврейских семей. Они расселились вокруг христианского собора. Считалось, что это самое безопасное место в городе. Среди них были представители разных профессий: врачи, ювелиры, ремесленники, торговцы и т.д. Довольно быстро место, где расположились переселенцы, получило название Еврейский квартал, или Жиронский Колл. Евреи не зависели от губернатора города, а подчинялись только королю и не платили местных налогов. В общем, жили своей общиной и в короткие сроки достигли процветания, а благодаря обширной торговле подняли экономику города. Однако это был лишь материальный вклад, впереди Жирону ждала истинная слава города мудрости.
В 1194 г. в Жиронском Колле родился мальчик Моше бен Нахман, которому суждено было стать самым уважаемым раввином еврейской общины в Испании. Нахманид, так звучит имя раввина на европейских языках, был человеком всесторонне развитым. Он был врачом и раввином Жироны. А впоследствии стал главным раббе всей Каталонии. Помимо многочисленных научных интересов, Нахманид увлекался учением еврейских мистиков - каббалой. Атмосфера мистики пропитывает каждый уголок квартала, который и без того благодаря длинным лестницам и узким запутанным улочкам выглядит весьма таинственно.
Но интерес Раббе бен Нахмана к каббале не был простым любопытством. Он стал основателем каббалистической школы в Жироне, написал комментарии к Торе, которые признаны самым старым каббалистическим произведением на Иберийском полуострове и главной дидактической работой в религиозной литературе испанских евреев.
В XIII-XIV веках дело главного рабби Каталонии продолжили его ученики, один из которых считается автором знаменитой книги "Зохар", что означает "Сияние".
Однако золотой век испанских евреев подходил к концу. На евреев начались гонения. Монахи подстрекали чернь к разгрому еврейских домов. Впервые в Испании евреи обязаны были носить на одежде желтый лоскут. Евреям был дан выбор - крещение или смерть. Многие соглашались на христианский обряд, однако, несмотря на это, новообращенные не были приняты обществом. За крещеными евреями закрепилось название "марраны", что буквально означало "свиньи". Однако, как показало время, это было только начало серьезных испытаний. В XV веке после брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда II Арагонского родилось каталоно-арагонское королевство. Фанатичная христианка Изабелла желала сделать Испанию чисто христианской страной. В это время инквизиция приобрела еще большую силу и власть. Допросы, пытки и жар костров стали визитной карточкой Испании того времени. Но многие евреи не желали отрекаться от веры отцов, несмотря на страшную участь. И отцы инквизиции поставили евреев перед выбором: крещение или изгнание.
Согласно указу 2 августа 1492 г., все евреи Испании обязаны были покинуть страну. Предание гласит, что, поднимаясь на корабли, которые увозили их за пределы Испании, евреи распевали псалмы и гимны своих великих поэтов. А на следующий день после изгнания евреев Фердинанд и Изабелла были заняты проводами другой морской экспедиции. 3-го августа 1492 года корабли "Нинья", "Пинта" и "Санта-Мария" под командованием Христофора Колумба отплыли в поисках нового пути в Индию. Большую часть денег, необходимых для экспедиции, Колумб получил от тех самых марранов.
После изгнания иудеев из Испании еврейские кварталы были заселены бедными христианскими семьями. Поскольку денег на обустройство домов у новых обитателей не было, то еврейские дома сохранились до наших дней почти без изменений.



Дома еврейского квартала





Бронзовый монумент скульптора Josep Maria Subirachs, посвященный евреям















Tags: Жерона, Испания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments